Летний север

pavel_sinitsa_043.jpg

Июнь месяц- прекрасное время года, начало лета. У многих радужные мечты о том как провести отпуск, куда поехать, с кем встретиться, где отдохнуть, ведь лето в Сибири очень короткое.

У нас говорят июнь еще не лето, июль уже не лето и снова быстро наступают холода и приходят сильные морозы. Но мы помним о тех местах куда еще не принесли евангелие и это нужно успеть сделать, потому что время коротко. На этот раз у нас был запланирован север нашего края, там остались не достигнутые деревни проповедью евангелия а также есть благословенная возможность посетить наших верующих которые проживают в Чаре. Кроме всего этого мы давно мечтали побывать в «мраморном ущелье», его еще называют « ущелье смерти», где до наших дней сохранился сталинский ГУЛАГ. Мраморное ущелье находится в верховьях реки Средний Сакукан на севере Забайкалья, относится к центральной части горного хребта Кодар, своим названием обязано наличием мрамора различных оттенков. Ущелье окружено 200-метровыми скалами, посреди которых берет свое начало Мраморный ручей. Его протяженность около 5 км, он является правым притоком реки Средний Сакукан. Ближайший поселок от ущелья — Чара — расположен приблизительно в 25 км. Но знаменито Мраморное ущелье далеко не своими красотами и пейзажами, а мрачной историй первого уранового рудника в СССР и ГУЛУГа, которые были здесь в 1949-1951 гг. В ноябре 1948 года в СССР был собран первый экземпляр атомной бомбы и сразу возникла проблема — ежегодно для производства 100 единиц требовалось 230 тонн металлического урана. Сталин объявил поиски месторождений по всей стране. Вскоре поступила информация от воздушных геологов — датчики радиоактивности пород зашкалили над Мраморным ущельем. Это первая страница новой темной истории Мраморного ущелья. Сталин немедленно приказал начать разработку — о чем вышло постановление СМ СССР № 172-52 от 15 января 1949 года под грифом «Совершенно секретно». Добычу решено было производить силами новосозданного Борского исправительно-трудового лагеря, то есть силами заключенных. Новый Борлаг сразу перешел напрямую под управление Москвы и… на картах не значился. Его назвали поселком геологом с очень лаконичным адресом — п/я 81. В Мраморное ущелье было переброшено около 2000 заключенных. Добыча велась на высоте 2300 метров, силами заключенных руду спускали в лагерь, а потом отправляли самолетами по месту назначения. Главный объект лагеря — рудник — находился в каменном мешке, состоящем из обрывистых скал с трех сторон и обрывистого спуска с четвертой. На выходе из зоны стояли вышки с автоматчиками.

Есть свидетельства, что в разное время отсюда бежало около 80 человек, но ни один из них не вернулся. Примечателен факт, что уже в 1949 году стало понятно, что месторождения урана в Мраморном ущелье нет, что в лучшем случае это лишь рудопроявление в скарнах небольшой протяженности, но лагерь не закрывали. От радиации и невыносимых условий гибли люди…По некоторым данным, на строительстве одной только дороги погибло около 10 000 десяти тысяч человек. Доставляли заключенных на маленьких самолетах из Читы в поселок Чара (для этой цели был построен аэропорт в Чаре ). Но большинство заключенных гнали в зимнее время этапом из Могочи, через поселок Тупик и горные хребты в Мраморное ущелье. Во время таких переходов многие по дороге замерзали и не доходили до лагеря. Заключенными была проложена в тайге дорога из бревен протяженностью более 600 км. Официально всем находящимся в лагере сообщалось, что здесь добывают свинец. В 1951 году по распоряжению МВД СССР № 211 Борлаг в Мраморном ущелье все таки решили ликвидировать. Рассказывают, что по приказу эвакуации лагеря, всех зэков загнали в штольню и взорвали вход. Учитывая степень секретности объекта, Берия мог, не задумываясь, отдать такой приказ. Как и Сталин. А лагерные охранники — исполнить его. Они ведь выполняли великую миссию на грешной земле — строили СОЦИАЛИЗМ! Показательны последствия ГУЛАГа — никто не вернулся домой… В этот список вошли и заключенные, и вольнонаемные и спецпереселенцы. Все, кто знал о тайне уранового рудника в Мраморном ущелье, были стерты системой либо находились под пристальным контролем. Огромные средства были потрачены на строительство этого рудника, который не оправдал себя и самое главное- столько загублено жизней.

Мы договорились с местным жителем Николаем, оплатили ему услуги за грузовой транспорт, и поехали в горы. Часть дороги проехали на машине, а часть пошли пешком. По пути мы встречали остатки разрушенной дороги из бревен, построенной заключенными.  Пытались угадать назначение полуразвалившихся построек в лесу. На другой стороне Сакукана, за разрушенным мостом, дорога к лагерю затерялась в лесу. Мы поднялись в ущелье по крутой тропе, а потом наконец увидели цепь деревянных крестов, уходящую по противоположному склону вверх. Это столбы не действующей ЛЭП вдоль бывшей дороги. Лагерь в «Мраморном» единственный лагерь в бывшем Советском Союзе сохранившийся с тех далеких времен. Сильнейшие морозы под -60 и сильно сухой климат, сохранили его до наших дней. Строения не ушли в землю — здесь скальное основание. Вход свободен, но зайти нельзя, только пролезть, встав на четвереньки. Прошедшие ад «Мраморного ущелья» объясняли, что так строили из-за отсутствия материалов и для сохранения тепла. Когда набьется человек сорок-пятьдесят, становится тепло без всякой печки. Топить-то нечем, скалы не горят…

Почему лагерь не сожгли, не запахали, как тысячи других? Вряд ли забыли, скорее законсервировали. До времени. Лагерь ведь и сейчас, лишь чуть подновить… Большой рубленый дом. Центральная усадьба. Три входа, остатки стекла в окнах. Внутри промозгло, толстые стены держат холод не хуже подвала. В левой комнате на большом столе — тяжелые кайла, остатки шахтерской лампы. Погнутая миска в углу — кормить из нее разве котенка. Красноармейский сапог и жалкие опорки «врагов народа». На бревенчатых стенах остатки лозунгов: «Сталинская… вперед к светло… — дар… по…»В конце ущелья обрывающегося восьмисот-метровыми скалами, — пирамида террикона. Там наверху, — вход в штольню. Мы до нее не дошли. Не хватило светлого времени. Нам еще предстоял длинный спуск к реке, где нас ждала грузовая машина. Говорят, штольня завалена взрывом и запечатана свинцовой пластиной с надписью и факсимильным оттиском «ГУГСК НКВД СССР 2116».

Находясь в этом мрачном месте и понимая, что здесь вместе с другими политическими заключенными добывали уран и наши братья, лишенные свободы за проповедь евангелия и веру в Господа Иисуса Христа. Те кто имели в сердце мечту и надежду на Господа, да они не вернулись в свой земной дом, но пошли в лучший Дом, не Рукотворенный,  Вечный, прямо на НЕБО, где однажды мы встретимся с ними. Велик наш Господь, Который дает силы детям Своим преодолевать различные трудности и хранить верность Ему при любых обстоятельствах жизни. Мы в молитве поблагодарили Господа за наших отцов, наставников наших, которые прошли впереди нас и показали пример веры для всех последующих поколений.

Кроме погружения в историческое прошлое, мы смогли благословенно провести благовестие в поселке Икабья, прошли от дома к дому и беседовали с людьми о нашем Господе, который любит их, мы всем рассказывали евангелие о нашем Господе Спасителе. Где услышало евангелие более 600 человек, так же смогли пообщаться с местными верующими, провели общение, поделились словом Божьим, которое всегда является для нас источником вдохновения и утешения. Наших братьев и сестер здесь очень мало, но они молятся Господу о своих соседях. Чтобы Господь и их привел к Себе, постучался и в их жизнь. Так же смогли провести прекрасное мероприятие с детьми, собрали деток около 60 человек, провели с ними игры, соревнования, конкурсы, спортивные эстафеты, выучили песни, провели библейский урок, и в конце всем подарили сладкие призы и подарки. Детки радовались и благодарили нас, а мы благодарили Господа, за то что у нас есть такая возможность в детские сердца влагать доброе семя жизни, которое обязательно прорастет и даст свои всходы и результаты.

Кроме всего этого, у нас получилось сделать поход на озеро с друзьями местного брата –служителя Алексея, там мы в простой обстановке пили чай на берегу озера, готовили обеды, рыбу ловили, а вечером у костра пели песни и свидетельствовали о том, что Господь сделал в нашей жизни. Это было действительно не забываемо и благословенно Господом. Это еще один штрих в жизни этих людей, чтобы они задумались о своей судьбе и о принятии Господа в свою жизнь. Мы впервые были на севере нашего края летом, прилетели на самолете, и предстояло нам улетать тоже на самолете. Дорог сюда нет, мосты разрушены, есть только зимние маршруты, когда все замерзает можно идти в неизведанные дали с евангелием в руках. Спасибо всем вам мои дорогие кто поддерживал нас в служении как финансово, так и молитвенно, спасибо, что вы с нами и пусть Господь обильно вас благословит на всякое доброе дело в служении нашему Господу. Во второй половине июня,у нас новые евангелизации в Улетовском районе, нуждаемся в ваших молитвах и вашей помощи.

Все поездки: